О компанииНовостиПродуктыОбзоры/ТестыТехнологииГарантия
 
Обзоры/Тесты

Искушение басом

Тест активного сабвуфера стоимостью $600-800

Известно, активный сабвуфер - специальное устройство, предназначенное для воспроизведения низкочастотной части спектра звукового сигнала, позволяющее уладить целый ряд неприятностей, с которыми крайне трудно справиться средствами пассивной акустики. Аудиофилы по-прежнему с недоверием относятся к такому способу «углубления» звукового образа, справедливо сомневаясь в возможности полной интеграции «чужеродного» баса в музыкальную среду, созданную классической акустикой. Но факт остается фактом: даже самые «крутые» High End-серии акустической классики сегодня содержат, по меньшей мере, одну модель активного сабвуфера. Разумеется, вышеупомянутые аудиофилы легко объясняют этот факт экспансией домашних кинотеатров. Никакое кино без «нормального», а лучше инфранизкого баса невозможно - с этим согласны, пожалуй, теперь все. Но все же идея музыкальных приложений низкочастотного спецназа завоевывает все больше сторонников - как в лице производителей, так и в лице потребителей. Акустика на уровне так называемого «бюджетного Hi-Fi» сплошь и рядом обладает весьма поверхностным басом, а современные «эстетствующие столбики» не рассчитаны на воспроизведение даже средней части НЧ-регистра (40-80 ГЦ). Между тем многие из них в доступном диапазоне частот вполне соблюдают этикет, определяемый канонами High Fidelity. Стало быть, немалое количество акустического продукта концептуально предполагает квалифицированную НЧ-поддержку. Совершенно лишает опоры противников внешнего баса для музыкальных нужд факт развития многоканальных суперных аудиоформатов SACD-Multichannel и DVD-Audio), в которых все чаще прокладывается отдельная низкочастотная дорожка. Так что сабвуфер из категории театральной экзотики потихонечку перекочевывает в раздел Hi-Fi-классики.
Правомерно ли сравнивать низкочастотных солистов в отрыве от акустических серий, которые они представляют? Разумеется, в подавляющем большинстве случаев наилучшими партнерами в многоканальной связке будут представители одного семейства. Но, с одной стороны, достаточно хороший сабвуфер, как правило, действительно рассчитан на благозвучное сочетание с широким акустическим классом, а с другой - при ориентации на формирование комплекса из систем конкретной линейки необходимо с особым пристрастием отнестись к оценке принадлежащего этой серии фирменного сабвуфера, не рассматривая его в качестве второстепенного приложения. Может случиться, что именно шикарный саб заставит поменять кумира... По нашим оценкам, в настоящее время зона универсальных низкочастотных аппаратов начинается выше планки $600, что и послужило основанием для определения ценового интервала данного теста.
Какие же качества присущи хорошему (читай универсальному) сабвуферу? Из общих соображений ясно, что его частотный диапазон должен быть пошире (в идеале 20-200 Гц), частотная характеристика - максимально стабильной: побогаче возможности коммутации и настроек. Попутно заметим, что ограничения в настройках могут объясняться «заточенносгью» данного аппарата под конкретную акустику, совместно с которой он покажет превосходный результат (таких примеров немало). Важнейшим критерием качества является уровень нелинейных искажений и мера его зависимости от амплитуды сигнала. Если достаточно ровную АЧХ при многообразии средств управления можно встретить даже среди недорогих моделей, то должная малость нелинейных искажений по-прежнему - довольно большая редкость. Выкладывая немалые деньги на сабвуфер, мы прежде всего хотим получить гарантии чистого и динамичного баса.

KEF PSW2500

KEF PSW2500

Сабвуфер закрытого типа. Габариты - 360x495x325 мм, масса - 14,5 кг. 250-мм динамик с целлюлозным диффузором. Номинальная мощность усилителя - 250 Вт. Диапазон регулировки ФНЧ - 40-140 Гц. ФВЧ - 130 Гц. Регулировка фазы - 0o-180o. Автовкл./выкл. Опоры.
Ориентировочная цена: $580
Достоинства: рекордная функциональная насыщенность, компактность
Недостатки: «упрощенный» для музыкальных целей бас

Закрытый овальный (эллипс в горизонтальном сечении) низкочастотник PSW2500 уже тестировался в составе 5.1-комплектов КНТ5005 и КНТ9000. Облик сабвуфера подыгрывает обтекаемому дизайну фирменных сателлитов, но из этого не следует однозначной привязки - стиль вполне адекватен многим современным подходам к оформлению интерьеров. Корпус из MDF динамик внизу, виброразвязка через опоры. Низкочастотный симпатяга оказался самым недорогим аппаратом теста и при этом рекордно насыщенным разнообразными регулировками - выше только «профи». Помимо традиционных терминалов (линейные входы и выходы) и органов управления (полоса, уровень, фаза), на служебной панели имеется ряд дополнительных средств регулировки: двухпозиционный корректор АЧХ Music/Cinema, переключатель крутизны спада АЧХ фильтра низких частот (на выбор - 12 или 24 дБ на октаву) и тумблер Ground Lift. В положении Out последний отключает общую шину усилителя от «земли» входных и выходных терминалов, порядочно ослабляя (проверено) 50-герцовую помеху, - при «грязной» электросети или «земляных петлях» в целом ворохе 5.1-коннекторов он может сослужить добрую службу. С линейных выходов снимается сигнал, обработанный фильтром высоких частот.
Машина отлично чувствует даже малый поворот регулятора громкости - как-никак 250 ватт на борту. В кино любитель грозного баса может «оттянуться» по полной программе. Настраивая музыкальный трифоник, с уровнем сигнала надо обходиться аккуратнее. При повышенной громкости НЧ-наполнение теряет определенность, как бы размывается по частотной оси. При деликатном обращении с настройками удаются очень неплохие 2.1-инсталляции как с компактными сателлитами, так и с небольшими напольными АС. Причем для пущей артикулированности баса мы воспользовались корректором крутизны спада АЧХ - 24 дБ. И - подальше от стен. Упражнения с переключателем режимов Music/Cinema дали определенные результаты (в позиции Music бас получается «поконкретнее»), но незначительные. PSW2500 - полноценный киносаб, чьи дарования наилучшим образом раскроются в составе фирменных комплектов КНТ.
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика Рис. 2. Зависимость КНИ от частоты
KEF
KEF
KEF PSW2500
При максимальной частоте среза АЧХ (рис. 1), как водится, наиболее стабильна. Нижняя граница составляет 30 Гц. Чтобы не перегружать график, набор частотных характеристик приводится для режима Music (24 дБ на октаву); сиреневым цветом показана кривая, соответствующая режиму Cinema (12 дБ на октаву). Высокая эффективность регулировки ФНЧ позволяет сочетать сабвуфер с акустикой практически любого типа. Однако заметное повышение нелинейных искажений при увеличении громкости (рис. 2) побуждает рекомендовать KEF PSW2500 для усиления баса компактных сателлитов. При умеренных уровнях КНИ невысок в широком диапазоне частот (50-500 Гц).
Рекордное количество функций

Источник: Stereo&Video, июль/2004
О компании Продукты Обзоры/тесты Технологии Гарантия

Rambler's Top100